Про образование на КИБе начали говорить аж с 16-го числа, а различных секций этой теме было посвящено не меньше 5 штук. Мы решили добавить свои 5 копеек в обсуждение решений проблемы отсутствия спецов. Тем более, что на круглом столе в начале КИБа разговор свелся к двум вопросам: как управлять аутсорсной разработкой, и кто разогревает рынок зарплат. Вопросы выращивания кадров не были решены вообще.

Поэтому 18-го утром мы провели свою спринт-конференцию о проблемах образования.

1. Собираем «проблемы» и «тренды»

Это: что очевидно отрасль угнетает и что происходит в отрасли (и всем очевидно).
Схема сбора: все желающие высказываются – информация записывается на всем видимый лист (экран).
Плюс: повестка спринт-конференции актуальна для всех присутствующих.

Зачем собираются именно проблемы и тренды?
Проблемы — это то, в чем каждый из нас разбирается очень хорошо. Это всегда то самое актуальное что мы хотим услышать. Сравнивая с другими прогонами «принт-конференций» мы видим что если людей попросить назвать темы докладов, то получится достаточно ватный набор (наверное потому что все называют модные штуки, а это как раз и есть «боян»).

Тренды собираются для того чтобы, во-первых, о них все поговорили заранее и не тратили время потом в содержательной части, а в-вторых, для того чтобы задать общее поле, пространство в котором все свободно будут плавать.

Сегодняшние тренды

  1. рекрутинг в соцсетях
  2. попытки корпораций работать с образованием
  3. частая смена специализаций в течение профессиональной жизни
  4. быстрое устаревание навыков
  5. дистанционное образование в он-лайне
  6. мультимедиа – обучение в он-лайне + интерактивное обучение
  7. обмен знаниями внутри отрасли
  8. флешмоб-семинары (человек->человек)
  9. демографическая яма (кризис платного образования)
  10. ученики успевают догнать учителя
  11. мозаичное (не целостное) образование

Сегодняшние проблемы

  1. отсутствие клонирования
  2. «пуговицы»: зоны безответственности
  3. тяжело понять удастся ли сработаться на собеседовании
  4. Люди не знают, что их мотивирует
  5. Где взять: ответственного дизайнера, верстака, системного архитектора, руководителя проекта
  6. Как нового человека встроить в процесс
  7. Нужны люди с навыками из разных областей
  8. Тенденция закапываться в мелочевке
  9. «Люди подвержены моде»
  10. не умеют использовать вайп (свой/чужой)
  11. Деятельность меняется
  12. Где взять людей лояльных не проекту, а профессии/специализации/команде

2. Делимся на команды

Желательно – не сработанные, чтобы эффект от взаимного обмена информацией был выше.
И выбираеи ЛЮБЫЕ понравившиеся темы для докладов и делают за 10 минут сообщение по теме. Есть более строгий вариант — выбираем проблемы и предлагаем решения. Он хорош тем, что дает более конкретный фокус для работы группы.
Задача доклада — рассказать о том, как решить проблему.

Время доклада – 2–3 минуты

После первой серии докладов – каждая команда может выбрать любой из сделанных докладов и сделать такое «алаверды» — содоклад развивающий тему. Это такая альтернатива сессиям вопросов и ответов. Нам она нравится тем, что за короткий промежуток времени все собравшиеся (и что особенно ценно авторы первых докладов) получают массу новых мыслей.

3. Вот какие доклады получились

Я свою работу сдал. К пуговицам претензии есть? Тогда я иду домой

Пуговицы: зоны безответственности. Как решать:

  • зоны гиперответственности. Чтобы для человека его понимание ответственности зашкаливало в пределах задачи. и обязательно второе -
  • делить на итерации – смещение в сторону успеха проекта в целом. Задача больше по сути педагогическая, чем управленческая

Ученики учатся быстрее учителей. Что делать.

  • Преподаватель обучается медленнее чем ученик V обуч.препода << V обуч.студента
  • изменить форму обучения
  • оценка роста
  • не передача знаний, а формирование компетенций = навыки
  • уровень компетенции учителя всегда выше = опыта больше
  • метанавыки препода рулят
  • надо вирусы запускать для изменения сознания
  • препод – играющий тренер/арбитр

Люди не извлекают уроки из провалов

  1. мотивация
  2. ценность
  3. навык
  4. стыд
  5. вина
    • публичные уроки
    • «вот мораль, на этом можно научиться» акцент на выводах, а не факте
    • сложно «так принято»
    • «это сложно», сделать «сайки из войска», «лучшие провалы»
    • традиция списания провалов
    • Фан из-за формата
    • Сайт по обмену вайпами
  6. что
  7. почему
  8. как выйти
  9. куда не стоит
  10. байка

Вайпы в работе и как с ними бороться

  1. проект. вайп=провал
  2. процесс: КРГ. норма провала, вайп
  3. точки безответственности – кто виноват? Менеджер все права по пинанию – выбирает ответственного за фичу – пинает дальше -подчиняет админа разработчику

Как понять совместимость с командой

  1. индикатор – человек на собеседовании из команды PRB часто не слушают (записывать прогнозы – файлы)
  2. «случайно» вовлекать в процесс, прерывая собеседование реальными проблемами и смотреть на реакцию
  3. лояльность к компании, а не к профессии
  4. еретик (атака) или стабилизатор = баланс (защита тылов)

Подойдет ли человек в команду: как определить на собеседовании

  • понять, какой человек нужен (вписаться в среду, что это за среда)
  • на собеседовании – конфликты, которые встречаются в команде в виде «игры»
  • глобальная карта компетенций (что человек достиг, портфолио в областях – решенных задач И провалов)
  • команда = сработанный организм. Всегда есть индикатор-человек: человек-клей
  • RUSH-режим на первом месяце

Мода, что делать с ней

  • Моду (веяния) вынести за ценности команды
  • Мода – это то, что все делают, потому что все делают
  • Моды без тренда не бывает
  • Мода – ракушки на тренде
  • Смотри в корень на тренд
  • Можем ли мы сдвинуть тренд моды? Да – супер. Нет – не делаем
  • Прививки от моды, дать переболеть
  • Мода – вайпы – байки из вайпов

Люди подвержены моде: люди перестают думать сами не видят за деревьями леса.

Быстро дать опыт провалов из-за моды, чтобы понять – мода не всегда помогает
+ нужен учитель, который понимает плюсы/минусы моды
+ проектные формы обучения

Мода, что делать с ней в проекте

– вылезло как проблема, несколько тезисов о….

  • мода и ЛЕС: точка зрения
  • Открытость, одежда яркая, юмор = мода – механизм управления и вылечивания от «крепостной психологии»
  • Устав на сайте ЛЕСа
  • Видеодебаты
  • Нужны деньги
  • Популярной и влиятельной станет ЛЕС
  • Нужно развивать
  • Когда все вокруг партизаны – неинтересно партизанить