Игра в будущее — это формат придумывания идей для вашего проекта. Она строится из нескольких фаз: прогнозирование вероятного будущего, проектирования продуктов в условиях придуманного будущего и презентаций/обсуждения придуманных продуктов. Последняя большая секция Леса на конференции «КИБ 2008» была посвящена теме образования; люди были уже уставшие, поэтому сначала людей надо было разбудить, а уж потом контрибутить. Тем не менее, хотелось еще понять какие-то проекты, и мы их поняли.

Фаза «боянизации» дала следующее:

«Баяны» про образование:

  1. Дистанционное образование везде (типичный «боян»)
  2. Форма «Корпоративный университет» станет универсальным явлением.
  3. Мелкая фасовка знаний.
  4. Подготовка курсов под заказ специалистов, а не под стандарт.
  5. Все средства выразительности: мультимедиа, визуализация и прочие.
  6. Активная практика в компаниях (internship everywhere).
  7. Учиться все время.
  8. Унификация стандартов в масштабах всего мира (глобализация образования).
  9. Широкий доступ к сложным техническим устройствам (роботы, гаджеты, и пр.).
  10. Фундаментальное образование становится элитным клубом.

Задачу поставили следующую – какие конкретные формы, продукты, институты (структуры) будут востребованы лет через 5?
Ведь их надо создавать уже сегодня (с учетом рекордной отраслевой инертности по сравнению с любыми другими сферами экономики. Медленнее у нас только государственный аппарат ((с) Тоффлер, Третья волна).

Собственно прогнозы

Мы разбили прогнозы на три группы (каждый абзац соответствует отдельному прогнозу).

Практико-ориентированное образование, «назад к ПТУ»

Образование выйдет на формат «процесс» или последовательность полезных проектов, а не «управление проектом».
За пределами конечного проекта лежат общечеловеческие цели, которые в частных задачах не транслируются.
Сертификационная система аля Cisco и Оракл уровня образования. Узкая специализация.

Профессорско-преподавательский состав будет в большей степени, нежели сейчас, состоять из практиков, ведущих специалистов. Знания, полученные в ВУЗах, в большинстве своем носят теоретический характер. Выпускнику в начале работы приходится окунуться в «другой реальный мир».

Практика преподавания в ВУЗах практикующих представителей бизнеса превратится в практику организации студенческих проектов. Бизнес нуждается в кадрах. Многие компетенции вырабатываются только в проектной деятельности. Это дешевый способ протестировать идею.

Новые форматы в образовании

Борьба между образовательными центрами пойдет за лидерство в создании «питательной среды», где для каждого студента будет выбор «питательных веществ», которые нужны ему лично. Студенты ищут: где интересно (фан); где ему предстоит разное, чтобы он мог выбрать.

Будет больше диспутов, конкурсов и других форм соревнования (сравнение уровня знаний среди студентов)

Будет создано что-то вроде университета для преподавателей. Расширение общения за счет социальных сетей (сетевых сообществ)

Останутся университеты «для жизни», а именно врачи, остальное трансформируется. Есть области, на которые гаджетизация не влияет, традиция подкрепляется потребностью жить, а экспериментировать никто не хочет

В образовании увеличится количество самостоятельных работ. Образование будет давать не ответы, а вопросы. Быстрый рост технологий делает предметное образование невозможным. Образование будет учить не технологиям, а быть «на волне».

Непрофессиональное образование: обучает человек, который знает тему, а не умеет преподавать. Формат мастер-классов, подкастов. Форматы, прикоторых обучающий и обучаемый могут меняться местами. Знания быстро устаревают; широких и глубоких одновременно людей становится меньше, их заливают и топят. Люди хотят учиться во время любых перерывов.

Появятся новые сертифицированные специальности, новые факультеты, связанные с е-бизнесом, при этом начнется дробление и размежевание в таких старых специальностях, как реклама, журналистика, маркетинг и пр. С одной стороны, кризис на кадровом рынке (мало достойных специалистов), с другой – чем дальше, тем сложнее выживать самоучкам.

Общее образование станет ориентироваться ина субкультуры внутри соц. групп, т.е. станет не объединяющим, а разъединяющим. Сегментация соц. групп. Ориентация управления сложными системами не на создание общих правил игры, а на управление разными социальными группами.

В каком виде бизнеса пойдут в образование.

Корпоративное спонсорство школ: содержание штата и покупка курсов для того, чтобы «появлялись новые династии». Экономика образования: бизнес лучше понимает/ оценивает качество продуктов, в семьях лучше передаются «неформальные ценности».

Бизнес будет заказывать команды специалистов с заранее заданным набором компетенций и университеты найдут механизм подготовки команд в межвузовской среде Сложность технологий, высокая стоимость подготовки команд в производстве

АИБ сделает свой университет для подготовки кадров для отрасли. Недостаток кадров, который ВУЗы не могут удовлетворить. Готовить специалистов «под задачу» каждый раз – дорого.
Образование получит еще более широкую поддержку коммерческих и гос. учреждений. Между коммерческим и гос. образованием исчезнет грань. Известно много технологий образования, осталось их применить на практике. Корпорации вкладывают деньги в образование также, как и гос. структуры.

Продукты для образования

Третья фаза игры — проектирование продуктов и их презентация. У нас получилось сформулировать пять продуктов:

«Лови волну»

Суть проекта — Учит учиться. Учим, как видеть волну и как поймать тему и быстро ее изучить, любая сфера. Подготовка курсов и преподавателей, умеющих «ставить голову». Тренеры, а не гуру.

Фишка: необязательно преподавателю быть на волне постоянно. Люди, которые пришли учиться, получают набор навыков изучения.
Основная идея проекта – обучение технологиям работы со знаниями. Студентов (а скорее – школьников) надо обучать не столько конкретным профилям, сколько умению быстро учиться.
Вероятно, эта разновидность образовательной практики будет продаваться в виде тренингов для компаний и/или встраиваться в образовательные программы, как базовая дисциплина с емким названием «тренировка мозга». В нее войдут различные игровые практики, курсы ТРИЗа, технологии работы с большими объемами информации.

Комментарий: это самый легкий в реализации проект. Можно начинать «прямо сегодня», для его старта вполне пойдут «лесные» технологии.

«Стьюдент генерейтед лернинг контент» (SGLC)

Что это: создание учебного контента силами студентов.
Почему: контента сейчас не хватает, так что внутри самих студенческих сообществ организуются группы, которые учатся через создание такого контента. Учимся через обучение других.
Успешный контент дает своим авторам «репутационные очки», а сами такие курсы становятся твоим «студенческим портфолио».
Первый шаг: корп.университет, реализация в пилоте. Либо через общественные движения

В дополнение к предыдущему проекту, обучаемые различным техникам работы со знаниями студенты будут легко и быстро ориентироваться в профильной области (непонятно, как произойдет целеполагание, но это вопрос техники), и станут активно упаковывать быстро меняющиеся знания в формат, удобный для трансляции.
«Репутационная» модель позволит оценивать качество учебника, и студент будет получать постоянный фидбек и репутационный бонус по мере распространения его «учебного пособия».
Возможно, сюда же ляжет доработка материалов и коллективное авторство.
Примеры моделей – «библиотека кода» в HP, возможно что-то на википедии.

Комментарий: проект в опенсорсной логике, есть все шансы на реализацию при наличии профильных кругов в экспертных сетях и «профильной репутации». Может стать удачной альтернативой традиционному диплому.

Партизанский университет «УниЧе.ру»

Прикрутить средства доставки знаний к курсам. И БИЛЛИНГ! Уже второй раз появляется проект виджета p2p обучения для социальных сетей

Самоорганизация: социальные сети как-то варятся и группируются по интересам, участники выбирают себе сами преподавателей.
Нет инерции и косности привычного процесса. Человек сам набирает и формирует себе программу.
Кому: Это нужно для тех, кто знает, чего хочет (внутрикорп.обучение).
Первый шаг: кооперироваться с существующими сетями. Виджет в соцсети, позволяющий не общаться, а учиться.

Что мешает, когда будет? Года через два наши вконтакте и/или одноклассники должны будут придумать реальные активитис для своих необъятных массивов пользователей. Кто-то может к этому моменту успеть сделать правильные продукты.

«Университет проектов»

Университет, который предлагает не набор учебных курсов, а собирает комплекс проектов, предложенных заказчиками. В них преподаватели набирают участников-студентов.

Фишка: нет лишних действий, безотходное производство: все приводит к созданию какого-то результата.
Студенты получают полноценное практическое образование, командные навыки, контакты, заработок.

«СцУКО» (сцетевой университет Культурно-корпоративного Образования?)

Что это такое: организация студентов, которые прыгают в одном стиле в рамках реализации проектов.

Фишка: у компаний есть куча идей, но нет ресурсов. У студентов нет опыта, но есть энергия. Поэтому появляются «вайп-мастерские», где происходит «тренировка на кошках» – реальная работа, но студенческими группами, которые работают над стартапами: формально учатся, хотя и под эгидой какой-то компании.
аналог предыдущего проекта, со структурой, больше похожей на жесткий венчурный фонд
Проджект-менеджер в качестве ректора, небольшой фонд для финансирования проектов, куча «недопроектов» из разных компаний, толпы студентов, из которых формируются команды для реализации.

Что мешает: нет понятия «пул проектов», это и не даем нам нормально развиваться.
Шаги: методика генерации проектов бизнесом, описать, для чего это надо образованию (выигрыш вузов).
Зачем нам? Создание инструментальной базы для ведения учебных проектов.
Откуда деньги на вайпы? Венчурная модель (деньги есть, готовы рисковать).

Оплюсовка

Оплюсовка — это способ понять, кому ещё интересны данные проекты, чтобы после завершения игры можно было подойти и завязать разговор, начать контакт.

Здесь у нас записан только фактический результат оплюсовки - что интересно, участники примерно одинаково выразили готовность поддержать все проекты.

«Лови волну» (учим учиться) 7
«SGLC»: Студенческий контент 6
Виджеты для обучения через соцсети + монетизация 6
«Университет проектов» 6
Склад недопроектов («Вайп-мастерские») 8