Игра в будущее — это формат придумывания идей для вашего проекта. Она строится из нескольких фаз: прогнозирование вероятного будущего, проектирования продуктов в условиях придуманного будущего и презентаций/обсуждения придуманных продуктов. На конференции «КИБ 2008» мы играли в Игру на тему «Социальные сервисы» — самую горячую тему 2007-2008 года. 

Этап 1: Тренды в социальных сервисах

Первый этап (он же разогрев) — выделение трендов в исследуемой области. Тренды — это то будущее, которое очевидно уже сейчас. Они ещё называются «боянами» потому, что как прогнозы вероятного будущего они уж слишком банальны.
Итак, что у нас получилось:
  • OpenID распространен — поддерживается крупными соц.сетями, реализуется во всех соц.сервисах
  • Все про dating <–> в социалке: сервисы знакомства ушли в социальные сети
  • Рекрутинг <–> социалка: основной рекрутинг производится в социальных сервисах, другие рекрутерские сервисы тоже обросли социальной частью
  • Социальные сети открыли свой API и стали платформами
  • Широкие каналы –> видео доступно + видео-блоггинг
  • Длинный хвост: много некрупных социальных сетей
  • У всех социальных сетей есть клиентские приложения (для компьютера и мобильника)
  • Благодаря наличию API возникают сервисы по поиску людей во всех социальных сетях
  • Соединение и взаимодействие соц.сетей (благодаря OpenID и API)

Этап 2: Прогнозирование будущего

Следующий этап прогнозирования — составление индивидуальных прогнозов: событий, которые могут произойти в ближайшие 1-5 лет. Прогноз должен отвечать на два вопроса: что произойдёт и каковы основания для этого.
Вот что у нас получилось: прогнозы разбились на четыре группы
  • разновидности социальных сетей длинного хвоста
  • околосоциальные сервисы: поиск, видео, мобильное ТВ
  • прогнозы про аккаунты в соц.сетях (интеграция, унификация, обязательность)
  • как социальные сети будут использоваться бизнесами
  • и прочее: ещё три прогноза, которые не попали ни в одну группу.

 

Ниже приведены все полученные прогнозы.

Разновидности социальных сетей

Соц.сети для потребителей товаров

Почему? Потому что общество становится всё больше обществом потребления.
Срок — 1 год

Деление аудитории на «тусовку» и «деловой народ»

Произойдет такое деление и сервисы разобьются тоже на следующие группы

  1. Те, кто производит это деление
  2. Те, кто ориентирован на тусню
  3. Те, кто ориентирован на деловой народ и результативную деятельность в интернете

Почему? Из-за растущего недовольства делового народа тем, что тусня их растворяет (интернет стал тупее). А бизнесу нужны продуктивные люди. При этом у людей будет не хватать времени, чтобы быть везде.

Срок — 4 года

Специальные сервисы для старшего возраста

Появятся специализированные сервисы для людей возраста, приближающегося к пенсионному.
Это вызвано ростом соответствующей аудитории — она растет быстрее, чем люди стареют.

Государственные социальные сети

Появятся государственные социальные сети, потому что государству нужно создавать видимость изменений «в духе времени», а на социальных сетях можно организовать муниципальные сообщества, партийные и т.п.
Срок — пять лет

Анонимные социальные сети

Уже сейчас существует тренд «удаляющихся из соц.сетей»; многие считают, что социальные сети — это изобретения спецслужб; многие крупные компании пытаются купить БД пользователей для таргетированного показа рекламы.
Как ответ на все это — появятся анонимные социальные сети. 
Срок — 2 года.

Околосоциальные сервисы

Поиск «похожих на меня» людей

Поиск людей по маске, паттерну «похож на меня», «похож на него», «мой антипод» и так далее.
Почему? Люди хотят дейтинга, новой крови, новых связей и контактов; эти люди экстраверты.
Срок — 1 год

Видеохостинги: теперь не UGC, а профи

Произойдет (очередное) смещение акцентов в видеохостингах. В этот раз с UGC на эксклюзивный профессиональный контент.
Почему? Вместо того, чтобы бороться с нарушением авторских прав, видеокомпании будут выкладывать видео на хостинги сами; крупнейшие entertainment majors бесплатно будут отдавать свой видеоконтент (в режиме превью).
Плюс никто не ходит смотреть на видео с мобилы (прим. нас: это пока никто не понял).
Срок — 2 года.

Полноценное мобильное ТВ

Запустится полноценное и доступное мобильное телевидение, «телевизор в мобильнике».
Почему? Мобильник есть у всех, а контент хочется продавать — вот и будут его доносить через мобильник.
Срок — уже через год

Про аккаунты

Единый аккаунт для блогов, соц.сетей, всего

Человек регистрируется один раз, а любая система его идентифицирует: блоги, блогохостинги, соц. сети, контактные мессенджеры, аська, скайп, почта, етц.
Предпосылкой этого является появление и развитие openid.
Срок — 1–2 года

Принудительное участие в социальных сетях

Возникнет ситуация «принудительного участия в социальной сети» — персона (причем необязательно «аккаунт») станет суммой информации о пользователе, оставленной другими. Самого пользователя далеко не всегда будут спрашивать, а хочет ли он предоставлять эту информацию.
Почему? Инфраструктура для этого уже есть, «кармические» механизмы активно развиваются, а люди хотят знать, с кем имеют дело (даже если он сам это скрывает и тем более, если скрывает).

Единое онлайн-пространство для всех возрастов

Будет перенасыщенность сервисами и будет все сложнее преодолевать порог вхождения в каждый новый следующий, вследствие чего в разных социальных сетях будут участвовать люди всех возрастов; начиная с 3–4 лет и до 100 лет (и больше). Это приведет к тому, что сформируется единое онлайн-пространство для людей разных возрастов, где они смогут взаимодействовать.
Предпосылки — уже сейчас сервисов слишком много, и с каждым годом все больше жизнь людей переходит в онлайн.

Использование соц. сетей бизнесами

Обязательное участие в соц. сети для социализации оффлайн

А именно, для поступления на работу, покупки недвижимости, участия в социуме.
«Покажи, кто ты».
Произойдет из-за широкого проникновения сетей, желания людей быстро и полно получать информацию о человеке.

Новые типы рекламы в социальных сервисах

Социальные сети, обладая огромным трафиком, еще некоторое время назад не знал, как этот трафик превратить в деньги. Последуют оригинальные маркетинговые ходы и новые типы рекламы.
Предпосылки — ООО «Одноклассники» vs. ФК «Уралсиб»
Срок — 2 года

СМИ будут использовать блоги как источник контента

Печатные СМИ научатся и захотят использовать блоги как источник материалов — когда-то же они должны этому научиться!

Использование соц.сетей для соц.опросов

Исследовательские компании будут проводить соц.опросы в рамках социальных сетей и результат будет релевантен.
Почему? Потому что будет возможность четко делать соцдем-выборку, плюс это будет дешево — в сумме выгодно для исследователей.

Прочее

Попытки «рулить» интернетом будут усиливаться

Будут и дальше пробоваться все более и более изощренные методы «руления».
Почему? Интернет — слишком лакомый кусочек, а те, кто «у руля», уже привыкли «рулить» — привыкли, что это нормальная и основная модель управления/контроля.

Открытое образование в игровых формах

Произойдет смена формы образования — новое интерактивное открытое образование будет в игровых формах. Открытое — значит, курсы открыты, люди могут влиять на программы образования.
Почему? Происходит смена поколений, приходит поколение, выросшее на играх. Им неинтересна текущая, «скучная» форма образования.
Срок — 5 лет

Москва-центрированность останется навсегда

Большинство пользователей и событий Интернета так и останется в Москве, навсегда.
Интернет в стране никак не развивается и его основной тормоз — высокая цена доступа, толщина канала.
Срок — навсегда.

Этап 3: проектирование сервисов

На третьем этапе нашей игры участники разбились на команды (случайным образом) и каждая команда получила по три прогноза вероятного будущего, на основании которых должна была спроектировать некоторый сервис, который имело бы смысл делать, если такое будущее наступит.

Вот что получилось.

 

Мой богатый клон

Что это за сервис? Социальный сервис, который показывает «идеального тебя», путь к которому лежит через поле потребления: выход в трендовую конкуренцию. Суперсистема по работе с брендами, таргетингом продуктов, целевой аудиторией рекламы, формированием моды

Кому интересен: Компании-производители, маркетологи, романтические серферы и серферши, фактически – обе стороны.

Какая потребность аудитории: Аудитория хочет видеть себя уже готовой «к будущему»: некоей идеальной картинкой

Первые шаги: Создание «модного поиска» по критериям, заход должен быть со стороны пользователей. Продумать новый канал сбыта, уйти в новый формат активной рекламы

 

Вне контакта: социальная сеть для параноиков

Что это за сервис? Нивелирование и минимизация последствий присутствия в социальных сетях

В чём фишка: Анонимность + узкий сегмент рынка (параноики и гигиена)

Кто аудитория? Параноики, асоциальные люди, излишне социальные люди (шоубиз)

Где используют? В социальных сетях

Основная проблема: Мало ЦА 

Первые шаги: задать моду; написать «манифест гигиены» Гигиена – это полезно

 

CGC: company-generated content

Что это за сервис? Возможность для удаленных/новых сотрудников интегрироваться в компанию; создание базы видеороликов с квестами, возможность задать вопрос руководителю компании в процессии выполнения квеста. Часть контента выложена для внешнего пользования («а в ту ли компанию я иду?»)

В чем фишка? Превращение неявных знаний компании в комплекс образовательных продуктов; вовлечение сотрудников в корпоративную культуру; Снятие барьеров между различными уровнями иерархии (сеть побеждает иерархию); chief knowledge officer – новая позиция внутри компании, которая отвечает на актуальные вызовы времени.

Кому интересен сервис? Крупные компании, потенциальные сотрудники, новые сотрудники, удаленные сотрудники.

Зачем он им? Экономия времени на вхождение «в тему»; корпоративный дух становится осязаемым и видимым; возможность дать гиперссылку на «корпоративный дух» :)

Где будет использоваться? В крупных корпорациях, озабоченных работой с персоналом.

Текущие проблемы: Закрытость корпоративных структур. Жадность. Страх.

Первый шаг: Запуск пилота в компаниях с западным менеджментом.

Зачем этот сервис нужен нам самим? Изменение психологии в компаниях.

 

Помощник: анонимная государственная социальная сеть

Что это за сервис? Государственная регулируемая социальная сеть. Государство гарантирует валидность данных, сервис – доступность их «по галочке». Отсутствие рекламы, бесплатность трафика, бонусы, удобство (оплата платежей, социальная «напоминалка»

В чем фишка и для кого? Для государства: сбор и регулирование инфы, уменьшение количества «бумажек»; Людям – надежность, прозрачность данных, отсутствие очередей. Легкость в поиске людей, в поисках муниципальной информации (врачи, электрички, етц) 

Когда и как будут пользоваться: Каждый день. Особенно учащиеся и «домоуправители» :)

Главная проблема — отсутствие госзаказа, поэтому первый шаг — найти способ включения в нацпроект.

Зачем этот сервис нам самим: Снятие проблем, связанных со взаимодействием с государством.

 

Золотой возраст: социальная сеть для людей старшего возраста

Что это за сервис? Социальная сеть, предназначенная для общения людей старшего возраста. Предмет общения тот же, что и на лавочке во дворе: сериалы, бытовая жизнь, телепрограммы. Получается своеобразный «телеклуб». Общение организовано как в текстовом виде (для продвинутых), так и в многопользовательском видеочате (для тех, кто хочет общаться, а освоить новую технологию сложно). 

В чем фишка и для кого? Это первый сервис в интернете, ориентирующийся на потребность в общении для людей, которые уже не так молоды как были. Потребность в общении же никуда не пропадает, просто нужно сделать сервис понятным и доступным.

Зачем этот сервис нам самим: Чтобы было куда состариться и уйти на пенсию.

 

Итоги игры

В ходе игры за час мы построили некоторую картинку будущего в области социальных сервисов и обсудили её. Сервисы, которые мы придумали, далеки от возможной реализации — сейчас перед ними стоят крупные (а порой нерешаемые) проблемы (типа отсутствия госзаказа). Это связано как с условиями проведения, так и с тем, что тема была весьма широкой и уже порядком истрепанной. И даже несмотря на это, первые шаги нескольких сервисов можно сделать уже сегодня.